Сможет ли Игорь Акинфеев заиграть в европейском топ-клубе? Как долго Юрий Жирков будет сидеть в запасе «Челси»? Что помешало Роману Павлюченко закрепиться в «Тоттенхэме»? В чем особенности личности Андрея Аршавина? Наш сайт продолжает серию материалов, посвященных психологии футболистов. На этот раз наш эксперт, заведующий кафедрой психологии Российского Государственного университета физической культуры Альберт Родионов рассуждает о российских легионерах в Европе — нынешних и потенциальных.
— Ни для кого не секрет, что звезды ЦСКА Игорь Акинфеев и Милош Красич сидят на чемоданах и вскоре могут перебраться в ведущие клубы Европы. Насколько психологически тяжело для команды осознавать это?
— Вы говорите о двух совершенно разных людях, следовательно, и проблемы разные. Красич — легионер. На него изначально смотрят, как на наемного рабочего, который уйдет не сегодня, так завтра. Так что потерю Красича игрокам и болельщикам будет пережить гораздо проще, чем уход Акинфеева. Он ведь символ команды. В свое время «Зениту» было также трудно свыкнуться с расставанием с Андреем Аршавиным. Правда, Аршавин заранее всех подготовил к тому, что уйдет. На каждом углу кричал об этом. Акинфеев — человек другого склада. Он не твердит: «Я уйду!», но это говорят за него все вокруг. Потому что понимают: в ЦСКА он достиг своего потолка.
— С каким настроем футболист, который вот-вот уйдет, выходит на матчи? Многие в такой ситуации могут начать играть за себя, и лишь потом — за команду.
— Когда человек хорошо играет, и при этом все уверены, что он это делает с единственной мыслью — понравиться покупателям (хотя это может быть совсем не так), то в коллективе появляется червоточинка. А вот на действиях самого футболиста это отражается только с лучшей стороны. Стремясь проявить себя, тот же Акинфеев спасает ворота с ещё большим энтузиазмом, чем когда-либо. Вряд ли очень переживают и молодые футболисты. Для них его уход — это появление свободного места, которое можно занять, а также стимул повторить его путь. А вот для ветеранов это серьезный стресс.
— Насколько целесообразно таким игрокам, как Акинфеев, покидать насиженное место и уезжать за границу? Примеров, когда российские звезды в Европе оказываются на скамейке запасных, предостаточно.
— Акинфеев уверен, что будет первым номером везде, даже в Манчестере, куда его сватают все газеты. Он даже не рассматривает возможности оказаться на лавке, как тот же Роман Павлюченко. Роман — талантливый парень, но вы же помните, даже Гус Хиддинк всегда упрекал его, что он лентяй. В «Спартаке» это не мешало, Павлюченко был любимцем публики и тренеров. В Англии же если ты стоишь на поле всю игру, то никогда не завоюешь себе авторитет. Пока Павлюченко не изменит свою психологию, он так и будет смотреть матчи с лавки. А вот в перспективах Жиркова я уверен. Его отсутствие в составе «Челси» — временное явление.
— Почему?
— Всех футболистов можно разделить на три психологические группы. Первая, это так называемый gambler — игрок. Таким футболистам тяжело оказываться в другом клубе в непривычной для них атмосфере и роли. Яркий пример — как раз Павлюченко. Вторая группа — футболисты-трудяги. К ним можно отнести Жиркова. Ему проще, чем представителям других групп, терпеть и ждать. А третья — это «киллеры». Оно своим профессионализмом и подходом к делу морально «убивают» конкурентов, даже если в чем-то им уступают. Если уж мы завели разговор про Жиркова, то его вообще можно отнести к двум последним группам одновременно. В нем редкое сочетание трудолюбия, терпения и профессионализма. Акинфеев, кстати, тоже «убийца».
- То есть Акинфееву не страшно оказаться в новом клубе? Он там всех конкурентов «переубивает»?
— Он никогда не будет терпеть, как терпит тот же Павлюченко. Акинфеев будет бороться и доказывать всеми возможными способами, что он лучший. И ни на миг не будет сомневаться в своем превосходстве. Я вам больше скажу: если Акинфеев будет чувствовать, что может оказаться на скамейке в «МЮ», он туда не поедет. Хотя, уверен, он такого просто не допускает в своей голове.
— Это особенности его психологии?
— Во-первых, он русский. У нас в крови бороться за место под солнцем. А во-вторых, да, это его психология, его характер. Всегда быть номером один.
— А к какой группе можно отнести Аршавина?
— А вы угадайте.
— Киллер?
— Вот и нет. Аршавин — типичный gambler. Но в отличие от Павлюченко, он не сидит на скамейке запасных, потому что все то, что достается тому же Акинфееву за счет характера и психологии, Аршавин получает за счет своего таланта. Быть gambler’ом — это прежде всего обладать умением обмануть, перехитрить, оставить соперника в дураках на поле. Что и демонстрирует своей игрой Аршавин. Он — звезда. И будет ярким, в каком бы клубе ни оказался.
|